Мантры мне всегда представлялись чем-то абстрактным, малопонятным, с неясным назначением. Это просто такой атрибут буддийской религиозной церемонии, решила я.
Кришнаитские странности с шествиями и пением этих самых мантр, скорее отторгали, чем привлекали – странные люди, малость не в себе, смотришь и думаешь – неее, «нам такой хоккей не нужен». Высокопарные слова в духе «для осознанья и просветленья» уже успели набить оскомину, и, естественно, не убеждали. Выражение «целительные звуки» натыкалось на могучий природный скепсис – как оно может исцелять и почему? Если найду внятное объяснение – воспользуюсь, а не найду – вряд ли.
Но. У каждого есть свои авторитеты.
Скачала я как-то на сайте у Б.Гребенщикова альбом «Прибежище» с тибетскими мантрами. Скачала, скорее, из любопытства, ну и из большого уважения, да и нежной любви к Мастеру. И не было у меня при этом ни малейшей уверенности в том, что я буду это когда-либо слушать, поскольку уже был опыт прослушивания «Пения тибетских монахов» и разнообразных медитативных композиций – очень специфично, интересно, но… очень иногда, ну очень. «Монахи» - невероятно мощная вещь, просто какое-то Чистилище, буквально на атомарном уровне…. Добровольно это слушать… ну, разве что для любителей психоделического экстрима…
Запустив как-то раз «Прибежище» в режиме отдыха по хозяйству, на средней громкости и по кругу, через пару часов получила обратную связь от буйного сумасшедшего соседа снизу – стук шваброй в потолок и крики в духе «прекратите пытки, это вам не 38 год!». Надо сказать, что музыка в доме звучит часто и погромче, и часто рок, что естественно может вызвать неудовольствие, но такой реакции на музыку у соседа не было никогда. Рассказала ребенку о соседских выходках, дала немного послушать мантры, на что он заявил: «а музончик-то – экзорцистский!». Похихикали. Но шутки – шутками, а в каждой шутке, как известно… в общем, задумалась слегка.
Потом было не до мантр. И тут, в очередных метаниях в поисках пятого угла, во внуреннем раздрае и хорошей депре, наткнулась в папочке на этот альбом, и недолго думая, включила. Стало лучше. Почти сразу. Можно даже сказать, хорошо стало. Сделала погромче. Для усиления и закрепления эффекта. Наушники неплотные, звук проходит. Через пару минут появилась кошка, забралась на колени, чмокнула меня в щечку, и я подумала, что она как обычно устроится либо на коленях, либо рядом. Но она вместо этого положила передние лапы мне на плечо и прижалась к наушнику, не самим ухом, а скорее шеей. Стоять так ей было точно неудобно, но она простояла в таком положении более 15 минут слушая мантру Ом Мани Пэмэ Хум... и что самое поразительное, она простояла бы еще - я не выдержала обоюдного неудобства этой скульптурной композиции. Еще никогда за свою нелегкую 15-летнюю жизнь моя кошка не проявляла такого интереса к музыке… Заинтригованная, заглянула на сайт к БГ прочесть аннотацию к альбому, ну, и если возможно, побольше узнать о мантрах, и вот что нашла:
«Слово "мантра" состоит из слогов "ман", что значит "сознание", а также "мыслить" и "чувствовать" - словом, все, что отличает человека, и "трам" - сила, которая помогает и защищает. Лама Анагорика Говинда говорит о мантрах, как о "изначальных звуках и архетипических слово-символах". Мантрические формулы "пре-лингвистичны". Другими словами, они непереводимы.
При этом, повторение этих мантр - за счет "некоей вибрации" составляющих слогов - позволяет концентрировать сознание определенным образом. Таким образом, они могут использоваться в качестве "магических формул" для достижения определенных ментальных (а иногда - как следствие - вполне физических) результатов; или же для сосредоточения на буддийских "медитационных божествах". Говорят, что подобное сосредоточение может способствовать очищению сознания от загрязнений, что - по большому счету - и является целью любой медитации.»
Зацепило меня слово «пре-лингвистичны», и в итоге, я его поняла как «воздействующие вне зависимости от понимания смысла произносимого». Если это так, то они могут воздействовать и на животных с растениями. Не доказано, но и не исключено…
В общем, проснулся дух исследователя, и я решила попробовать прислушаться к внутренним ощущениям, изменениям состояния, отследить, что и как происходит.
Поскольку, как было сказано, в аннотации, мантры можно использовать для достижения каких-то результатов, захотелось посмотреть на эти самые результаты. Обещали даже и физические…
Попробовала подпевать – эффект улучшения психоэмоционального состояния стал более выражен. Само пение напомнило дыхательные практики Йоги и Цигун – примерно те же ощущения и результат, но немного отличаются. Добавились звуковые вибрации и плавающий ритм – естественно и без напряжения пошло более глубокое дыхание. Что давало само пение пока не поняла… но что-то давало. Дыхательные практики, вспомнила я, выполняются в определенных позах. Они могут быть разными, но во всех соблюдается ряд условий - как минимум прямая и расслабленная спина и расслабленный живот. Села в некое подобие Лотоса - эффект усилился, просто многократно – из раздрая, да в нирвану, из ада – в рай. Появились покой, легкость, почти невесомость, на лице обнаружилась улыбка, не то Будды, не то Чеширского кота. Но самое главное – появилось спокойное и радостное принятие окружающей действительности. Все фигня, и жизнь прекрасна!
Удивило вот еще что... Есть очень красивая мантра Ом Мани Пэмэ Хум - Мантра Бодхисаттвы сострадания Ченрези – это та, на которую среагировала Кисуня, но любимой мантрой она у меня почему-то не стала. Она нравится больше остальных, но слушать часами по кругу хочется другую – мантру Белой Тары (Тара - Полностью Просветленная Женская Сущность). Я не сразу сообразила соотнести это со своими дефективными Луной и Венерой, но когда поймала себя на том, что я стала с бОльшим удовольствием заниматься хозяйством и готовить, дошло. Временами даже ловлю себя на упоении от этого процесса. О как.
Предварительные выводы из этого приключения:
1. мантры, в сочетании, естессна, с правильной позой – эффективное средство самопомощи в острых и подострых эмоциональных состояниях.
2. дают ощущение кайфа и расслабления без последующего абстинентного синдромчика, в отличие от алкоголя и иже с ним.